top of page
Поиск
Фото автораБорис Брестовицкий

улица Нахалат Биньямин, часть вторая “Цеппелин”

Часть вторая — “Европейский остров в Тель-Авиве”

В начале 20-х голов прошлого столетия в Тель-Авиве ощущалась острая нехватка гостиниц для приезжих. Государственные служащие, представители Сионистского конгресса, посланцы барона Ротшильда и других меценатов приезжали с визитами, и им нужно было не только где-то остановиться. Нужны были залы для собраний, рестораны, прачечные и другие гостиничные услуги. Причем все это должно было соответствовать высоким европейским стандартам . Большая часть существующих тель-авивских гостиниц не отвечала этим требованиям и поэтому возникла необходимость в строительстве большой гостиницы высокого класса. Такой гостиницей и стала гостиница «Палатин», которую жители Тель-Авива прозвали «Цеппелин» — из-за серебристого купола на крыше, напоминающего формой дирижабль.


Строительство было начато в 1925-м году и в середине 1926-го было закончено, небывалые сроки по тем временам. Однако история этой гостиницы началась намного раньше – одновременно с началом строительства «Ахузат Байт».

После покупки первых участков земли сообщество «Ахузат Байт» старалось приобрести и близлежащие наделы. Но суровый земельный кодекс оттоманской империи запрещал продажу земли людям, не имеющим турецкого гражданства. В таких случаях прибегали к услугам «подставных» лиц. Но и турки были не дураками. Подставной владелец земли должен был проживать где-то поблизости и иметь соответствующий материальный статус. Согласитесь – ведь не поверили бы турки, что земельный участок, на котором можно расположить несколько домов, купил бы .. нищий. И еще один важный факт – «подставной» владелец должен был быть человеком, пользующимся доверием, ведь он являлся фактическим владельцем земли.

Итак, был найден участок, владелец которого согласен был его продать сообществу «Ахузат Байт». И был найден человек, который согласился стать его владельцем – это был доктор Аарон Меир Мазе, приехавший из России. Он был человеком очень образованным и разносторонним. Получив религиозное образование в Берлине, он получил звание рава, а потом неожиданно уехал в Париж, где изучал инженерное дело. Там он познакомился с бароном Ротшильдом. В приватной беседе, он сказал барону, что хотел бы уехать в Эрец Исраель, но боится что его знаний не хватит для того, чтобы принести максимальную пользу еврейскому народу. На это Ротшильд его заверил, что евреям Палестины нужны любые знания, но сам барон советует ему прежде всего научиться скакать верхом и изучит медицину. Видимо молодой рав-инженер очень понравился Ротшильду и даже содействовал в изучении медицины. Немногим позже, в 1888 году, Ротшильд пригласил Меира Мазе присоединиться к его посланцам в Палестину. Так доктор Мазе попал на землю праотцев, где и остался навсегда. Он поселился в небольшом поселении возле сегодняшнего Ришон-Лециона, там встретил и свою любовь – Юджину Гутман, семья которой приехала из Франции. В скором времени он стал руководителем больницы «Бикур Холим».

После того, как он дал свое согласие на приобретение участка земли на его имя, разрешил поселковый совет приобрести ему и для себя один из участков Ахузат Байт по сниженной цене. Так Меир Мазе и стал владельцем участка земли на углу улиц Ахад-Хаам и Нахалат Биньмин.

Участок этот долгое время пустовал, пока не было принято решение построить на нем гостиницу. Проектировал здание архитектор Александр Барвальд, строила строительная компания инженера Иосифа Зайднера (основателя первого в Израиле завода по производству силикатного кирпича).

1 сентября 1926 года состоялось торжественное открытие гостиницы. Праздник открыл доктор Мазе, который и являлся владельцем гостиницы, после него выступил мэр Блох, а от имени жителей города выступил бывший (и будущий) мэр Дизенгоф. Праздник продолжался до поднего вечера.

Гостиница действительно была грандиозной по тем временам. Это было самое высокое здание города, 60 номеров, из которых 20 – экстра класса. Деревянные полы, хрустальные люстры, танцевальный и концертные залы, бильярдная, два ресторана, прачечная и собственный штат автомобилей. В гостинице работали 80 человек.

Управление гостиницей было передано Цви Барскому, который уже имел опыт управления гостиницами в Иерусалиме. Однако, опыт управления небольшими гостиницами не очень помог Барскому и буквально через год с небольшими он объявил о своем банкротстве. Бразды управления вернулись к доктору Мазе и его зятю Айзексону. Они в это время проживали в Иерусалиме, и оттуда управляли гостиницей. Зять доктора Мазе оказался человеком с деловой хваткой и быстро поправил дела в гостинице.

В 1930 году скончалась супруга доктора, а сам доктор Мазе пережил ее всего на несколько месяцев. Его дочь с мужем и двумя детьми – Рут и Элияху, в 1932 году переехали в Тель-Авив и поселились в гостинице. Но все это время искал Айзексон человека, которому бы мог передать управление гостиницей. Дело в том, что в последние годы жизни Меир Мазе вкладывал большие деньги в развитие сельского хозяйства. Он посадил большие сады возле Петах-Тиквы (сегодня – Ход Ашарон) и севернее Кфар-Сабы. И все эти сады требовали ухода и внимания, а гостиница была уже вполне налаженным делом.

В начале 1933 года встретился Иехуда Айзексон с Эрезом Шлосбергом, торговцем текстилем, выходцем из Германии и пожаловался ему на то, что не может найти подходящего человека для управления гостиницей. Дела у Шлосберга в это время шли не очень хорошо и предложил взяться за управление «Палатином». В скором времени семья Шлосберга переехала в гостиницу, а семья Айзексона переехала в новый дом на бульваре Ротшильд.

Эрез Шлосберг управлял гостиницей вместе с супругой Густавой и … огромным суданцем Тофиком, которого они когда-то давно привезли из Александрии и который давно стал членом их семьи. Густава занималась прачечной, ресторанами, сам Эрез занимался счетами, а Тофик руководил уборщиками и подсобными рабочими. В семье Шлосберг были и две шестилетние дочери – Авива и Лея. ( Со временем, стали эти девочками первыми тель-авивскими красавицами. Авива вышла замуж за генерала Авраама Яфе, а Лея долгое время встречалась с двумя молодыми людьми. Один из был тоже военным, а второй – журналистом. Трудно было девушке выбрать, но может и пример сестры помог и Лея тоже вышла замуж за военного, которого звали Ицхак Рабин).

В 1938 году управляющий и владелец приняли решение закрыть гостиницу. В здании был произведен ремонт и с тех пор оно является офисным центром.

Кстати, одним из первых офисов, открытых в этом здании, была туристическая фирма PELT (Palestine and Egypt Lloyd Tours).

На короткий срок – с января 1942 года по март 1943 здание вернулось к своему основному предназначению и стало гостиницей для британских и американских военных и в нем даже был открыл вечерний клуб «Янкис».

После окончания войны здание снова стало оффисным центром. В 1993 году семья Айзексон выполнила большой ремонт как самого здания так и его внутреннего пространства, и оно снова стало одним из украшений Тель-Авива.

Share this:

2 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page