Заповедник времени.
Есть в Тель-Авиве такие особенные уголки, нетронутые временем. Стоят там дома с деревянными ставнями, балкончики, украшенные лепниной, таблички с названиями, прорисованными вручную. Там растут столетние деревья, на ступеньках крыльца греют бока на солнце старые мудрые тель-авивские коты.
Там пахнет бабушкиным борщом, крахмалом свежевыстиранного белья, нафталином меховых боа, которые уже сто лет никто не извлекал на свет из старых скрипучих комодов. Там на чердаках еще можно найти чугунные утюги и фаянсовых слоников. Поверьте, есть еще такие заповедные места в Тель-Авиве. И одним из таким заснувших во времени уголков является улица Бялик, куда мне захотелось пригласит вас в небольшое путешествие по времени.
Мы начнем нашу прогулку с небольшой площади на пересечении улиц Алленби, Бялик, Черняховски, Бейт-Йосеф и Геула. И отсюда, не спеша, мы двинемся в глубины тель-авивского заповедника времени.
Дом 1 по улице Бялик – дом Морица (Моше) Шенберга и Аувы (Любы) Шенберг-Голодовской. Это один из тех случаев, когда интересна и история владельца и история самого дома.
На первом этаже долгие годы находилось кафе «Рацки», история которго заслуживает отдельного рассказа.
Дом 2 – «Дом Минц». Построен в начале 30-х архитетором Заки Шалушем. Первоначально в этом здании находилось кафе, называвшееся «Три негритенка». На фасаде, выходящем на улицу Алленби, висел большой рекламный щит, на котором были нарисованы три негритенка-официанта, с подносами в руках. Однако, к сожалению, первый вариант здания был разрушен владельцем практически полностью всего через несколько лет и на старом основании было построено новое здание. По предложению Даниелы Минц-Вайс, дочери владельца, и во вновь посторенном здании было открыто кафе. Поэт Нахман Бялик придумал для этого кафе название «Ган Рове» (по названию фермы, построенной им же рядом с Ришон-Леционом). Кафе отличалось стилем и элегантностью, оно было единственным в городе, где соблюдался традиционный английский Five O`Clock Tea церемониал.
Дом 3 – дом Леи Бальде. Построен в 1922 году архитектором Александром Леви. Единственное, что мне удалось узнать про этот дом, это то, что в нем была первая тель-авивская лаборатория рентгеновских снимков.
Дом 4 — Первоначальное здание было построено в 1929 году, а нынешнее – в начале 60-х. В здании находился самый престижный детский сад города. Воспитательницы – Берта Паз и Шенда Яновская, приехавшие из России, в то время были единственными в городе дипломированными воспитателями. В детсаду детей учили писать и читать, музыкальной грамоте.
Дом 5 – дом Цемаха Узермана, построен в 30-х годах архитектором Шломо Ашером Гинзбургом, супругом Жени Авербух. Цемах Узерман был дядей Гинзбурга, и как и он, приехал из города Двинска, что в Белоруссии. В юности Цемах был атеистом, увлекался коммунистическими идеями, и его родители послали его учиться в Манчестер, в котром тогда жила большая община евреев из России. Там Цемах познакомился с племяницей любавического ребе и вскоре они поженились. Закончив обучение, Цемах перехал в Лондон и там успешно занимался производством и торговлей бумаги. Заработав солидное состояние, решает Цемах построить дом в Тель-Авиве. Заказ на строительство он отдал своему племянику, и Шломо Гинзбург постарался как нельзя лучше. Этот во многом был первым. В нем были перегородки из стеклянных блоков, газовая система центрального отопления и даже первое в городе биде.
Состарившись, Цемах переехал жить в Тель-Авив, но жил в другом доме, в северной части города.
Дом 6 — Дом Гольдина. Построен в 1931 году архитекторами Ицхаком Швацом и Пинхасом Бежунским. Дом был построен для инженера Арие Гольдина, который занимался водоснабжением Тель-Авива.
В этом также проживал известный ученый бактериолог, профессор Эфраим Рапопорт с супругой Дорой. В его квартире также была микробиологическая лаборатория. Вообще, дом Гольдина в шутку называли «академией наук» — в нем также проживали со своими семьями доктор Синай и доктор Зиндель.
Бялик 7 — на этом месте долгое время ничего не строили, так как тут был глубокий овраг. Но в 1946 году строительная компания «Цафририм» обратилась к архитекторам Мордехаю Шошани и Исраелю Альтеру с просьбой выполнить проект дома в функциональном стиле, причем дом должен стоять на свеженасыпанном овраге. Этот стиль позже получил название «стиль кабланов (подрядчиков)», максимально дешево и быстро.
Бялик 8 – дом доктора Киринского, построен в 1931 году архитектором Яковом Оренштейном. Семья Киринских приехала из города Двинска. Поселившись на съемной квартире, доктор задался целью построить собственный дом. Будучи человеком очень энергичным, он много работал, и в скором вресени ему удалось собрать огромную по тем временам сумму- 500 лир. На эти деньги был приобретен участок земли на улице Бялик и начато строительство. Каждый вечер чета Киринских приходила к стройке, чтобы посмотреть как продвигаются работы. И вот настал долгожданный день, строительство было окончено. На новоселье были приглашены многочисленные гости, а сами хозяева, как и положено, прибыли заранее. Доктор поставил свою машину (тоже не дешевая штука по тем временам) на соседствующем с домом пустыре. Супруга доктора пошла в новый дом. И вдруг со стороны пустыря раздался громкий крик. Кричала дочка проживающего рядом доктора Синая. Когда на крик девочки прибежали люди, то они с ужасом обнаружили, что доктор Киринский умер, как оказалось – сердце остановилось. Маленькая девочка рыдала со словами:»Не может быть, что он умер…Он обещал покатать меня на машине.»
Доктора хоронили всем городом – тель-авивцы успели полюбить этого милого и доброго врача. Вдова Киринского – Хая, долгое время жила на втором этаже дома, а на первом жила семья еще одного врача – детского. Доктор Беньямин приехал из Германии, как ярый сионист, но все таки запомнился именно как хороший детский врач, к которому всегда стояла очередь молодых мам с колясками.
Дом 9 – дом Гросса, построил его в 1928 году архитектор Филипп Хаит. Дом необычен своим внешим видом. То, что принято называть эклектикой, здесь проявилось как нельзя заметно. Парадная в стиле «Ампир» с колоннами, украшенными цветком лотоса в египетском стиле, балюстрады по периметру, полукруглые окна с имитацией витража и отделка под камень – все, что только можно придумать.
На первом этаже этого дома находилось первое тель-авивское издательство «Ам Хасефер». Тут работал редактор и создатель первого литературного журнала «Кешет» Аарон Амир. В этом журнали работали такие мастера пера как Иешуа Кенз, А. Б. Иешуа. При издательстве работал кружок изучения иврита, творческая студия, в которой начинали свой многие известные сегодня писатели.
А на втором этаже жил глазной врач Эфраим Синай, человек, который работал в самых разных уголках страны от Газы до Цфата, первый председатель профсоюза врачей, заведующй глазным отделением больницы «Хадаса».
Дом 10 – дом Рабиновича. Построен в 1924 году, архитектор не известен. Владелец дома – Зеев Зальман Рабинович, торговец табачными изделиями из Варшавы. Зеев Рабинович проникся идеями сионизма и начал изучать иврит, еще проживая в Варшаве. Он нанял частного учителя, который обучал его и четырех его дочерей. В начале 20-х он переехал в Тель-Авив. Здесь он успешно занался торговлей недвижимостью и землей. Приобретя большие участки земли в 30х годах в районе сегодняшнего Бат-Яма, он вернулся в Варшаву и предложил эту землю практически бессплатно тем евреям, которые переедут в Эрец Исраель. Позже выяснилось, что Рабинович не только дал людям землю, но и спас их от неминуемой гибели от рук фашистов.
Зеев Рабинович умер в возрасте 82 года, и на его похоронах читали стихи Бялика – его близкого друга и соседа.
Кроме семьи Рабиновича в доме проживал доктор Маркоза – один из первых сексологов и поэт-песенник Яков Коэн.
Дом 11 – построен в 1931 году. В этом доме была студия художника Хаима Гликсберга. Он родился в 1904м году в Пинске, учился рисованию в Одесской академии художеств и в 1925 году приехал в Эрец Исраель. Первое время он работал на строительсве дорог, потом – в музее «Бецалель» в Иерусалиме. В 1929 году переехал в Тель-Авив, и вскоре открыл свою студию на улице Бялик.
Дом 12 – «Голубая вилла». Дом семьи Полякович был построен в 1933 году архитектором Женей Авербух. Семья Полякович – владельцы большого магазина тканей и женского белья на улице Нахалат Биньямин. Заказывая Жене дом, Полякович просил сделать отличным от других на этой улице. И дом был построен в стиле кубизма, необычного для Тель-Авива, и даже окрашен в голубой цвет. В 50-х годах дела семьи стали ухудшаться, дом был продан и разрушен, а на его месте архитектор Ари Гольдман в 1960м построил многоквартирный дом.
Дом 13 – дом Ильговски, построен в 1932 архитектором Довом Гершковичем. Один из первых тель-авивских домов, в котором архитектор попылся совместить общепринятый в то время эклектичный стиль, и новый – модернисткий, интернациональный стиль. Дом в первоначальном варианте получился необычный и красивый, и сразу облюбован врачами города. Так на улице Бялик появился еще один «дом врачей». В нем проживал известный зубной врач доктор Харник, нейролог доктор Штекельмахер и семейная чета врчей Фовельмахер – супруг был ортопедом, а супруга – детским врачом.
Дом 14 – дом музей художника Реувена Рубина. Он был построен в 1931м году архитектором Пинхасом Бежунским по заказу семьи Теплиц из Швейцарии. Чуть позже дом был продан нью-йоркскому еврею- миллионеру по фамилии Яавец. Яавец, в свою очередь, сдал первый этаж двухэтажного дома еврейскому агенству «Сохнут», а второй этаж сдавался частным лицам.
В 1946 году второй этаж был сдан в аренду Реувену и Эстер Рубиным. Рубин очень полюбил этот дом, главным образом из-за его соседей. И как только у него появилась материальная возможность – он выкупил весь дом. Произошло это в 1954 году. Тогда же он пристроил третий этаж, на котором была его студия. В этом доме Рубин прожил до последних дней. Даже тогда, когда он решил устроить на первом этаже музей (первоначально этот музей был задуман как музей для детей), он продолжал жить на верхних этажах.
Дом 15 – построен архитектором Александром Леви для Дины-Шошаны Гольдберг, приехавшей из.. Сингапура. Превоначально госпожа Гольдберг обратилась к архитектору с просьбой построить синагогу в память о ее покойном муже Шломо. И после того, как это здание было построено — синагога «Бейт Шломо» на улице Ха-Ковшим 28 угол Йона Ханави — оно очень понравилось заказчице и она решила сменить временное жилье на собственный дом, который тоже заказала Александру Леви. В этом доме она прожила до последних дней со своей сестрой, которая тоже была вдовой. В годы отстутствия телевидения и журналов, тель-авивская молодежь часто собиралась на крыльце ее дома, чтобы послушать рассказы о далеком Сингапуре.
Продолжение следует…
Comments