Зал торжеств «Дом у моря» ( (בית על הים знаком каждому, кто хоть раз прогуливался по узким улочкам этой части города. Это первое здание, встречающее нас на набережной, в самом начале Старого города. Здание красивое, и часто здесь можно встретить свадебные процессии – среди молодежи Тель-Авива и Яффо это место очень популярно, хотя и не очень дешево. Но, как понимает мой читатель, речь пойдет не о свадьбе, и даже не о зале торжеств – речь пойдет о истории. Да и название это появилось совсем недавно. Всего несколько лет назад этот зал назывался «Хацрот Яффо Ха-Атика», а до этого «Хацрот мул Ха-Ям», а до этого...
Это сегодня здесь шикарное здание, где буквально несколько месяцев назад был окончен капитальный ремонт. Но так было не всегда.
Еще в оттоманскую эпоху, в самом начале двадцатого века, здесь стоял ресторан. Да нет, какой там ресторан – таверна. Ее владелец – бывший рыбак Юсуф – ухитрился затащить на крышу старую французскую пушку столетней давности и даже кое как ее привел в порядок. Пушка эта умела стрелять! И стреляла... правда не часто, раз в год – на праздник Рамадан – зато стреляла она дважды в день на протяжении всего месяца. Утром, на восходе солнца, она будила яффских мусульман (будила она, конечно, не только мусульман, но стреляла именно для них), предупреждая, что у них есть время приготовить пищу и поесть перед началом поста. И вечером, когда апельсиновый шар Солнца тонул в синих водах Средиземного моря, пушка стреляла еще раз, сообщая благую весть – теперь можно покушать.
Яффо – город нескончаемых легенд. В Яффо своя легенда есть у каждого здания, у каждого камня, у каждого жителя. Была своя легенда и у Юсуфа – поговаривали, что он однажды едва не утонул в море, перевернувшись в своей рыбацкой лодке. И чудом сумев спастись, он дал себе зарок – никогда больше не ходить в море. А так как семью надо кормить, Юсуф открыл таверну. Все яффские рыбаки его хорошо знали, поэтому у него никогда не было недостатка в свежем рыбе, а так как мусульмане не употребляют спиртное, то на этом и заканчивались все сложности гастрономического изыска. Рыба, кофе или чай, шиша(наргила) – вот и все меню. Правда в ночное время в таверне можно было приобрести и гашиш, но это было лишь для избранных.
В праздник Рамадан (месяц поста) таверна днем не работала – ведь кушать днем все равно нельзя – поэтому никому не мешали выстрелы пушки. Ядер у Юсуфа, конечно, не было, пушка стреляла холостым выстрелом, создавая лишь шум и дым. Но жители Яффо к пушке привыкли, и ее выстрелы стали неизменной частью Рамадана. А таверна «Пушка» стала «клубом» яффских рыбаков и моряков. Остается только представить себе, какие рыбацкие байки там можно было услышать.
В 1948-м году Юсуф со своей семьей, как и многие другие арабы, покинул Яффо. Во время войны за Независимость зданию таверны был причинен ущерб (остается гадать - покинул ли Юсуф Яффо из-за того, что здание было повреждено или сделал это раньше).
Но, свято место пусто не бывает! На смену сбежавшим арабам в Яффо поселились болгарские евреи, а за ними и греческие и югославские. И в начале пятидесятых годов Шмуэль и Грация Барзилай восстанавливают бывшую таверну «Пушка» и открывают там свою таверну – «Ариана». Это была настоящая греческая таверна с настоящей греческой музыкой – ромбетико, которую часто называют греческим блюзом. В течение первых нескольких лет в «Ариане» собирались, главным образом, выходцы из Салоник. И музыка, которая там звучала – это была музыка портовых таверн Греции. Были в «Ариане» и свои «звезды». Первым из первых стал Давико Пичун – талантливый певец и аранжировщик. Давико был одним из первых исполнителей греческой музыки в Израиле. Вслед за ним на маленькую эстраду таврены «Ариана» поднялся Лука Даларас, отец известного в наше время певца Юргоса (Георгия) Далараса.
Давико Пичун с женой
Давико со своей группой - в центре
Давико – человек удивительной судьбы. Вся его семья погибла в концлагере и лишь ему удалось спастись благодаря... его необыкновенному голосу. Люди, знавшие его близко, говорили, что в каждой его песне было слышно страдание по утраченной семье.
Однако в это непростое время восточная музыка не была популярной в Израиле. Круг посетителей «Арианы» был весьма ограничен. И Давико и Лука, несмотря на свои таланты, так и не смогли приблизить израильтян к греческой и восточной музыке. На радиостанциях того времени самой популярной музыкой были переведенные на иврит русские военные песни («Темная ночь», «Землянка», «Синий платочек», «Полюшко-поле»), а также песни о работе, о Эрец Исраэль и им подобные. Применительно к восточной музыке появился даже особый термин «Браж» (бехи, рааш ве джаз – плач, крик и джаз – так шутили тель-авивские остряки того времени).
Йосеф Бен-Исраэль, один из руководителей радиостанции «Решет Бет» в одной из передач, посвященной легкой музыке, на вопрос радиослушателей:» Когда мы услышим греческую музыку?» бесстрашно ответил, что «раньше вырастут волосы у меня на ладонях». (Хотел бы услышать такой ответ от него сегодня).
В 1958-м году Давико Пичун побывал в Греции и встретил там молодого гитариста Аристидеса Сайсанаса. Аристидес рассказал Давико, что уже побывал в Израиле, где без особого успеха выступал в портовых ресторанах Хайфы, но Пичун убедил его вернуться и предложил ему стать его импресарио. Итак, Аристидес снова попадает в Израиль, на этот раз в «Ариану» - центр греческой культуры страны. Он берет себе звучный псевдоним Арис Сан и так начинается победное восхождение молодого певца, а вместе с ним и всей восточной музыки.
Арис Сан совершил революцию в израильской эстраде. Через несколько недель после начала его выступлений в «Ариане», туда невозможно было попасть. Очередь тянулась на десятки метров. Изменился и состав посетителей – на смену болгарским и греческим рыбакам пришли представители тель-авивской элиты. Сам Моше Даян был горячим поклонником песен Ариса Сана (Аристидес не был евреем и Моше Даян помог ему с получением вида на жительство и разрешением на работу). Песни Ариса зазвучали на радио, стали занимать первые строчки израильских хитпарадов. Кроме того, будучи гениальным гитаристом, он придумал особый стиль исполнения на электрогитаре, который напоминал звучание бузуки – греческого струнного инструмента. Арис Сан пел и на иврите, одна из его популярнейших песен называлась «Я – сионист».
Но, как это часто бывает, слава и деньги вскружили голову молодому музыканту. Появились неприятности с законом – его подозревали в шпионаже, в употреблении наркотиков и после скандала с беременностью его девушки – молодой репатриантки из Марокко Ализы Азикри, Арис Сан на пике славы уезжает в Нью-Йорк.
Американская часть его жизни была еще более насыщенной загадками, загадочной была и его смерть в Будапеште.
Но мы сейчас не об этом. Таверна «Ариана», благодаря настойчивости ее владельцев, стала первым в Израиле местом, где с эстрады зазвучала восточная музыка. После Ариса Сана здесь выступала Гликерия, здесь выступали и арабские исполнители. Мне даже рассказывали, что здесь выступала великая Умм Кульсум, хотя я не очень в это верю.
В конце 70-х годов восточная музыка вовсю звучала из радиоприемников, на эстраде ресторанов и залов. «Ариана» перестала был единственной в своем роде, тихо и незаметно превратившись в обычный греческий ресторан, не с самым отменным качеством еды. Ведь раньше никто не обращал внимание на еду – сюда приходили послушать музыку. А теперь…
Так закрылась еще одна страничка в истории древнего Яффо. Но не навсегда, поэтому - продолжение следует!!!
Comments