Название "Рамат Ха-Шарон" знакомо практически каждому жителю Израиля. Это уютный зеленый город в центре страны, рядом с Тель Авивом. А как вы отнесетесь к моему предложению прогуляться пешком по Рамат Ха-Шарону? И местом встречи будет объявлена… старая тель-авивская автобусная станция? "Да ты что, — ответят многие, — это же так далеко!"
Да, очень далеко! Нужно… перейти на другую сторону улицы Менахем Бегин, которую все еще по привычке называют дерех Петах Тиква (дорога на Петах Тикву – старое название улицы Менахем Бегин). Да, да, просто перейти на другую сторону улицы и мы уже в Рамат Ха-Шароне, одном из самых первых кварталов Тель-Авива. Этот квартал, пожалуй, самый маленький по занимаемой площади, расположен между улицами Менахем Бегин, Алленби, Иехуда Халеви и Ракевет. А история его началась давно, задолго до появления самого Тель-Авива.
Еще со Средних веков земля, на которой сегодня находится квартал Рамат Ха-Шарон, принадлежала богатому яффскому семейству арабов-христиан по фамилии Рук. В начале 19-го века "наполеоновская" эпидемия нанесла удар и по этому семейству – чума унесла почти половину семьи. И оставшиеся в живых члены решили продать часть земель, разделив между собой вырученные деньги. ( В 1850-м году Яффо посетили ученые из Английского географического общества. В беседе с ними представитель этой семьи рассказал, что семья Рук происходит от первых крестоносцев, оставшихся в Палестине еще в 12-м веке.) Принадлежащая им земля была разделена на небольшие участки, которые были куплены жителями Яффо и прилегающих поселений для сельскохозяйственных нужд.
Визит британских ученых не прошел для Палестины даром – многие христиане на далеком прохладном острове начали всерьез задумываться о том, чтобы переехать на Святую землю, теплую и благодатную. И в середине 50-х годов 19-го века, одними из первых, прибывает в Яффо группа христиан из английского города Лестер. Группу возглавил лестерский священник Альфред Августус Айзикс. Англичане поставили перед собой вполне конкретную задачу – создать поблизости от Яффо показательное хозяйство. Таким образом, они хотели привлечь сюда инвесторов и потенциальных покупателей и, естественно, заработать на этом.
В ноябре 1856-го года лестерский священник покупает у жителя Яффо Мануэля Каалиса участок в 36 дунамов, расположенный рядом с Новой неапольской дорогой. Да, да – именно Новая неапольская дорога, причем речь вовсе не идет об Италии. Еще во времена крестоносцев город Шхем получил новое название – Неаполь, так как там, на длительное время остановился отряд итальянских рыцарей. Позже, по окончании войн, крестоносцы покинули Святую землю и в Шхем-Неаполь пришли арабы. Они то и переделали название "Неаполь" на арабский лад, и город стал называться Наблус. А дорога, которая вела из Яффо в этот город, стала называться у евреев "Шхемская дорога", а у арабов – "Новая неапольская дорога". С появлением еврейского поселения Петах-Тиква (Врата надежды), эта дорога тоже изменила свое название и стала называться "дорогой на Петах Тикву" или на иврите – дерех Петах Тиква. Это была довольно оживленная по тем временам дорога, поэтому англичане и купили участок в непосредственной близости от нее. Участок этот был уже обработанный – там были вырыты колодцы и оросительные канавы, построены несколько хозяйственных зданий. Участок был также частично засажен фруктовыми деревьями – там росли апельсины, яблоки, груши, лимоны и гранаты. Так что англичанам не пришлось начинать на голом месте. Но, тем не менее, им потребовались квалифицированные специалисты. И в марте 1857-го года по приглашению Айзекса на ферму прибывает агроном из Англии, мессианский еврей Пол Гершон.
Гершон заново обработал участок, отрыл несколько новых колодцев, проложил новые канавы для орошения, устроил два загона для овец и построил большой каменный жилой дом. После этого он вызвал из Англии свою семью. Под его руководством хозяйство действительно стало выглядеть как "показательное" и туда приводили желающих приобрести землю в Палестине. И Гершон выкупает у Айзекса права на владение фермой с условием, что ферма остается "показательным хозяйством".
Однако, работа на земле – это тяжкий и постоянный труд. Через 12 лет Пол Гершон устал бороться со сложностями жизни на ферме, коих было вовсе не мало, и продал права на управление хозяйством иерусалимской общине евреев-мессиан – Hebrew Christian Aid Society. Новым управляющим показательной фермы был назначен проживающий в Яффо выходец из Германии Яков Скинтер. Как только был подписан договор, он рьяно взялся за дело. Но ряд его решений вовсе не понравились руководству HCAS и между ними начались трения, со временем только усиливавшиеся. Через три года договор о найме управляющего был расторгнут. За эти три года Скинтер вложил в ферму немало своих сил и средств, вызвал свою семью из Германии. Конечно же, расторжение договора ему вовсе не понравилось, и он обращается в суд. Причем не в Яффо или в Иерусалиме, и даже не Стамбуле – он обращается в суд в Гааге, Голландия. Суд пытался разобраться с ситуацией в течении… более чем 20 лет. Все эти годы Яков Скинтер продолжал управлять фермой, но без особого успеха, не вкладывая слишком много средств и усилий, так как боялся, что в любой момент суд может вынести решение не в его пользу. В конце концов, хозяйство обанкротилось, и в 1900-м году было продано… яффскому семейству Рук. Круг замкнулся.
Братья Рук – Альфонс, Альфред и Александр – сдавали бывшую ферму сначала нескольким семействам арабов из египетской деревни Абу Кабир, а потом евреям из Яффо и Неве Цедека. Но в 1922-м году они неожиданно продают этот земельный участок со всем, что на нем находилось, еврейскому кооперативу под названием "Совет владельцев показательной фермы". Руководил этим советом Йосеф Роках, старший сын основателя поселения Неве Цедек Шимона Рокаха (и старший брат Исраэля Рокаха, заместителя Меира Дизенгофа, будущего мэра Тель-Авива). В этот раз ферму купили именно для того, чтобы на этой земле построить еще один квартал стремительно растущего молодого Тель-Авива.
Очень быстро новый квартал становится одним из самых популярных и востребованных в городе. Там все еще сохранилось множество фруктовых деревьев, дающих и урожай и тень, кроме того, благодаря тому, что участок находится на возвышенности, он продувается ветром, и это, конечно, было очень важно для первых жителей, в до-кондеционерную эпоху. В квартале селятся состоятельные люди, что сказывается и в целом на его развитии. Младший из братьев Рук – Александр, тоже строит дом на бывшей "своей" земле. Молодой квартал получает свое первое название – "Ир Шалом" (Город Мира). Но в скором времени название было заменено на "Рамат Шалом" – "Высота мира или Возвышенность мира", видимо первое название показалось жителям слишком претензионным. Но в середине 20-х годов за этим кварталом прочно закрепилось название "Рамат Ха-Шарон". Сегодня нет единой версии, откуда происходит новое название. Исраэль Роках в своей книге о Тель-Авиве рассказывал, что название появилось потому, что возле нового квартала та самая старая дорога, о которой я уже рассказывал, разветвлялась на две – на дорогу к Петах Тикве и на дорогу к немецкой колонии Сарона, которую на иврите называют Шарона. Однако, известная исследовательница истории Тель-Авива Шуламит Видрих в своей книге рассказывает иную версию – свое название квартал получил потому, что дорога на Петах Тикву и на Шхем (Наблус) является дорогой в Самарию, то есть округ Шомрон.
Сегодня уже и не так важно, почему этот квартал был назван "Рамат Ха-Шарон", тем более, что и название это знают и помнят только старожилы Тель-Авива. Квартал неплохо сохранился и донес до нашего времени атмосферу 20-х годов прошлого века. Кроме того, именно Рамат Ха-Шарон был первым электрифицированным кварталом Тель-Авива, так как именно тут была построена первая тель-авивская электростанция. На ее месте сегодня находится здание Электрической компании (Хеврат Хашмаль).
А если вы в самом деле желаете пройтись пешком по Рамат Ха-Шарону, услышать истории о людях и домах, о трагедиях и радостях, увидеть необычную архитектуру этого квартала, то я с удовольствием приглашаю вас на свою экскурсию "Пешком в Рамат Ха-Шарон"!
Comments