Лестница как символ
Так уж повелось, что еще с незапамятных времен люди очень любят символы. Любят символы понятные, но еще больше люди любят символы непонятные, мистические. И уж совсем особенное отношение к символам в городе, который и сам является символом – в Иерусалиме.
Когда-то давно (может лет 10-15 назад) я сопровождал в Иерусалиме группу фотографов. Фотографам обычно не нужна экскурсия, им нужен кадр. Кадр, который может стать символом. Вот мы и занимались поиском символов Иерусалима. И когда кто-то из них спросил меня – а что, на мой взгляд, является символом Иерусалима, я, после некоторого раздумья, ответил – лестница на карнизе Храма Воскресения Христова, более известного как Храм Гроба Господня. Та самая лестница, которую показывает туристам каждый гид, рассказывая свою историю этого города. Та самая лестница, которая стоит там уже почти 300 лет (конечно же не одна и та же – ее меняют). Для меня эта лестница и есть символ Иерусалима.
Что же это за лестница? Почему она там стоит, почему ее никто не может убрать? Сначала немного истории, и я постараюсь, чтобы эта историческая часть не была скучной. Давайте начнем с... названия храма. Общепринятое (в русскоязычной сфере) название «Храм Гроба Господня» является ошибочным недоразумением. Иисуса Христа в гробу никто не хоронил, ни здесь, ни в каком-либо другом месте. Хотя бы потому, что у евреев в это время существовали совершенно иные обычаи захоронения. Скорее всего, это название появилось из-за ошибочного перевода латинского слова sepulcrum могила, гробница. «Храм Гробницы» - такое название стало популярным среди простых, не очень образованных жителей Западной Европы, посещавших Иерусалим в средние века. Православные греки и православные арабы, в свою очередь, до сих пор называют храм его первоначальным названием – «Анастасис» (Воскресение, греческий).
Вот такое, разногласие, хотя и не очень значительное.
На самом деле разногласия между различными группами верующих христиан существовали уже в период написания Нового Завета. И не было ничего удивительного в том, что именно из-за этих разногласий, которых с годами становилось все больше и больше, в 1054-м году произошел Великий раскол и Западно-Европейская церковь отделилась от христианской церкви и стала существовать самостоятельно, под новым названием – Вселенская (католическая от латинского catholicismus) церковь.
Но на этом разногласия не прекратились, наоборот – их стало только больше. И пока главы церквей предавали друг друга анафеме (проклятию), монахи и священники разных конфессий в Храме Гроба Господня решали свои разногласия дедовским способом - дрались между собой за каждый угол церкви, за каждую лампаду. А так как углов и лампад в Храме много, то и драки происходили с завидным постоянством, приводя к разрушениям в самом Храме и даже к жертвам среди населения Иерусалима.
И вот, наконец, все шесть владельцев Храма - Католическая церковь, Греческая православная церковь, Армянская апостольская церковь, Сирийская православная церковь, Эфиопская православная церковь и Коптская православная церковь смогли договориться между собой. Произошло это аж в 1757-м году! Договор между 6-ю церквями получил название «Статус-Кво Святой Земли» и был заключен при активном участии и содействии турецких властей. Именно турецкие власти прислали своих «кушнаим» - землемеров (кушнай – турецкий), которые перемерили Храм и составили точный чертеж и подробный реестр всего имущества.
По этому договору теперь в Храме нельзя было ничего строить или ремонтировать без согласия всех «действующих лиц» - всех шести конфессий. Даже просто подвинуть светильник, лампаду, или скамейку было нельзя. С лампадами вообще все стало сложно – был установлен порядок и время их зажигания для каждой конфессии. Были установлены часы молитв и даже маршрут шествий. Все помещения и комнаты Храма и вся мебель в них были описаны, ничего добавлять или убирать было нельзя.
Весь этот длинный и подробный договор дважды уточнялся – в том же 1757-м году фирманом султана Абдул Хамида 1-го и в 1852-м году эдиктом султана Абдул Меджида 1-го. И в этих двух документах упоминается та самая лестница, с которой мы начали эту историю!
Обычная деревянная лестница, стоящая на карнизе под правым окном южного фасада Храма, при этом карниз по «Статусу-кво» принадлежит Греческой православной церкви, а окно относится к помещению, принадлежащему Армянской церкви. И стоит эта лестница, как я уже сказал, почти 300 лет (а может быть и больше) и нельзя ее ни убрать, ни подвинуть. И, что самое главное, все эти 300 лет пользы от этой лестницы – никакой! То есть совсем никакой. Ноль!
Хотя нет... Есть польза – ведь эта лестница является символом, символом религиозных разногласий, символом, от которого нет никакой пользы, но без которого не могут существовать эти самые воюющие между собой религии.
Точная дата появления Недвижимой лестницы на фасаде храма неизвестна. Впервые Недвижимая лестница появляется на гравюре францисканского монаха Эльзеара Хорна, которая датируется 1728 годом. Сама лестница принадлежит Армянской апостольской церкви, так как именно армяне имеют право использовать карниз, выходя на него через свое окно во время религиозных праздников.. Однакомногие историки и археологи настаивают на том, что лестница принадлежит Греческой церкви. На этой же версии нахождения лестницы на фасаде настаивает Христианский информационный центр Иерусалима — «...короткая лестница является частью фасада храма Гроба Господня из-за Статус-кво!»
И тут возникает закономерный вопрос – а для чего нужна была эта лестница? Ведь она точно была там еще до «Статуса-кво», раз попала в реестр.
Так же, как и с владельцами, есть несколько версий изначального применения лестницы:
- Версия первая – деньги! Существует предположение, что монахи армянской церкви использовали карниз и лестницу для того, чтобы на верёвке поднимать воду и провизию. Это делалось, чтобы не покидать храм и не платить пошлины за вход в Храм. До 1831 года церковные ворота открывались только по особым праздникам с одобрения мусульманского правительства. В остальное время ворота были заперты, а монахи-христиане вынуждены были оставаться в храме под «домашним арестом». Слева при входе в Храм, там, где сейчас стоит деревянная скамья, располагался «диван» - небольшой офис турецких стражников, которые взимали так называемый «каффар», плату за вход в Храм, доходившую до 500 пиастров, которую взимали османские власти. (Диван, турецкий – список, учетный лист). Однако лично мне эта версия кажется притянутой за уши. Дело в том, что чтобы попасть в комнату за окном второго этажа, необходимо было пройти через помещения, принадлежащиеГреческой церкви. А учитывая постоянную конфронтацию между греками и армянами в Храме, да что там конфронтация – откровенную вражду, это зачастую становилось бы невозможным.
- Версия вторая – еда! Возможно, монахи использовали карниз, чтобы вырастить зелень и овощи. На гравюре Чарльза Вильсона 1881-го года изображеныкадки с растениями, расположенные на карнизе рядом с Недвижимой лестницей. О том, что монахи выращивали зелень на карнизах, также упоминают некоторые источники. Хотя, вполне возможно, что это были просто цветы. Но и эта версия кажется мне какой-то несостоятельной. Разве не проще было купить это все на базаре, который расположен в нескольких метрах от Храма? Да и многие прихожане-христиане с удовольствием делились выращенным урожаем с монахами и священниками.
- Версия третья – лень! Возможно, лестница использовалась, чтобы попадать на карниз во время религиозных праздников, когда множество христиан собиралось во дворе Храма, и чтобы войти в него, нужно было проталкиваться сквозь плотную толпу верующих. Эта версия указана в документе, который являлся современной версией «Статуса-кво» для британской полиции. «...над входом [в храм Гроба Господня] расположен классический карниз, характерный для зданий в византийском стиле. На него можно попасть из окна Армянской часовни Святого Иоанна, и эта община может пользоваться этой возможностью во время праздничных церемоний, которые имеют место во внутреннем дворе. Карниз, который расположен выше [видимо, имеется в виду площадка над окнами второго яруса], используется для этих же случаев [греческой] православной церковью». (Cust, L. G. A., The Status Quo in the Holy Places). Возможно, но как-то неубедительно.
- Версия четвертая – обычное человеческое разгильдяйство! В книге моего однофамильца – Азриеля Брестовицкого, одного из первых гидов Эрец Исраель, в беседе автора с местным жителем, православным арабом, высказывается самая забавная, но, в то же время и самая возможная версия. «Да эти бестолочи-монахи (в оригинале там другое слово) просто окна чистили от голубиного помета, и забыли там лестницу. А тут кушнаим пожаловали. Лестницу увидели и в свои бумаги записали».
Эта версия мне так понравилась, что я решил написать весь этот пост...
Пост про Недвижимую лестницу, которую неизвестно кто поставил, неизвестно когда и неизвестно зачем. Так и стоит она почти 300 лет. Пользы никакой, смысла никакого, лишь символ того, что люди не умеют договариваться и вынуждены как-то сосуществовать с этим.
Папа Павел VI, во время своего визита в Иерусалим в1964-м году постановил, что лестница будет оставаться на месте до тех пор, пока католическая церковь и православная церковь не будут объединены.
То есть – навсегда!
спасибо