В 30-х годах прошлого века на тель-авивской площади 2-го Ноября, более известной как площадь Муграби, висели настенные часы. Большие часы, неприкрытые стеклом. Висели они довольно низко – очевидцы рассказывали, что старый часовщик Штейнберг, собравший и подаривший городу эти часы, собственноручно прибил их к стене на высоте собственного роста.
Во время очередного обхода города тель-авивский мэр Меир Дизенгоф приказал накрыть часы стеклянным колпаком и перевесить их повыше, чтобы невозможно было достать стрелки с земли.
Когда удивленные помощники мэра попросили его объяснить причину этого распоряжения, Дизенгоф сказал:
— Понимаете, каждый, проходящий мимо этих часов, подводит их стрелки по собственным часам. Но это там, в галуте, у каждого еврея было свое время! Здесь, в Тель-Авиве, время у всех должно быть одно, потому, что у нас одно, общее будущее!
Так что же это был за человек – первый мэр первого города Эрец Исраель?!
Как то так получилось, что за все время существования моего ЖЖ я обошел вниманием, пожалуй, самого главного человека Тель-Авива, того, без которого этого города могло бы и не быть. Я уж было собрался исправить эту ошибку, начав с фотографии-загадки молодого Дизенгофа, но известные грустные события помешали мне это сделать. И вот теперь, наконец, я исправляюсь.
Меер Янкелевич (Михаил Яковлевич) Дизенгоф родился в селе Якимовичи Оргеевского уезда Бессарабской области (теперь в черте города Оргеева — райцентра Оргеевского района республики Молдова). В 1878 году семья переехала в Кишинёв, где Меер сдал экзамены на аттестат зрелости и окончил уездное реальное (политехническое) училище, уже под именем Михаил Яковлевич Дизенгоф. В 1882-84 годах проходил военную службу в Житомире, где сблизился с революционной молодежью. Завершив службу, переехал в Одессу, участвовал в работе партии «Народная воля», в 1885 г. был арестован и восемь месяцев просидел в тюрьме в Омске. В заключении Дизенгоф пережил душевный кризис и по выходе на свободу решил посвятить себя еврейскому народу. После освобождения в 1886 году вернулся к родителям в Кишинёв, и под влиянием Льва Пинскера и Моше Лилиенблюма присоединился к движению Ховевей Цион. Основал в Кишиневе (1886) отделение этой организации и участвовал в работе ее съезда в Друскеникай (1887), где сделал доклад о воспитании еврейской молодежи. В 1889 году выехал в Париж, где получил образование инженера-химика в Сорбонне. После окончания обучения прошел специализацию на стеклодувном заводе в Лионе. В 1891 г. вернулся в Россию, присоединился к кружку Бней-Моше («Сыновья Моисея», орден масонского типа, основанный «Ховевей Цион» в России в 1889 году, чтобы способствовать духовному возрождению еврейского народа и его возвращению на свою историческую родину), членами которого также были Хаим Нахман Бялик, Шимон Дубнов, Ахад Хаам.
Меир Дизенгоф в 21 год
В 1892 г. он уехал в Эрец-Исраэль, получив предложение барона Эдмонда де Ротшильда основать стекольную фабрику для производства винных бутылок около Зихрон-Я‘акова, где уже работали первые винодельни. Дизенгоф построил фабрику "Ха-Мазгага" в Тантуре (Дор) и руководил ею до самого закрытия в 1894 г. Вместе с А. Айзенбергом (1863–1931) он пытался создать в эти годы первую в Эрец-Исраэль организацию рабочих Ха-арец ве-ха-‘авода («Страна и работа»). Эта попытка вызвала противодействие администрации барона Ротшильда, и осенью 1894-го года Дизенгоф вынужден был уехать из страны.
В 1893-м году во время деловой поездки в Александрию Меир и Зина-Хая Бреннер (на иврите – Цина) поженились.
Зина Дизенгоф в Александрии, 1893-й год
В 1897–1905 гг. Дизенгоф жил в Одессе, работая на бельгийском стекольном заводе, и не прекращал общественной деятельности. Дизенгоф был делегатом 5-го и 6-го Сионистских конгрессов (1901, 1903, Базель), активно выступая против плана Уганды. После Кишинёвского погрома в апреле 1903 года вместе с Владимиром (Зеевом) Жаботинским выступил инициатором создания отрядов еврейской самообороны.
В 1904 г. Дизенгоф вместе с Зеевом Глускиным основал общество Геула («Освобождение») для инвестиций и покупки земель в Эрец-Исраэль.
В 1905 г. Дизенгоф вернулся в Эрец-Исраэль в качестве представителя общества "Геула". Поселившись вместе с Зиной в Яффо, в скором времени Меир Дизенгоф создает торговую компанию "М. Дизенгоф и партнеры", которая занималась морскими перевозками и экспортно-импортными операциями.
В 1909 г. он стал одним из основателей еврейского поселения Ахузат-Байт около Яффы, из которого впоследствии развился Тель-Авив. В 1910 г. Дизенгоф был избран главой комитета нового поселения, а с 1921 г. стал первым мэром Тель-Авива и оставался на этом посту (за исключением 1925–28 гг.) до конца жизни, проявив незаурядный талант организатора. В годы Первой мировой войны Дизенгоф старался защитить население ишува от турецких преследований. Во время изгнания еврейского населения Яффо и Тель-Авива (март – декабрь 1917 года) он стоял во главе эмиграционного комитета; проживая в Хайфе, а затем в Дамаске, Дизенгоф организовал помощь еврейским изгнанникам. В 1918 г. он вернулся в Тель-Авив, где устроил встречу генералу Э. Алленби, назвав в его честь центральную улицу города. Был одним из лидеров Гражданского блока, созданного в противовес рабочим партиям. В должности мэра Дизенгоф энергично содействовал развитию Тель-Авива.
В 1925-м году после скандала с подрядчиком Шаулем Леви, возмущенный реакцией комиссии, которая расследовала этот инцидент (комиссия состояла в большей мере из членов рабочих партий), Меир Дизенгоф увольняется с поста мэра Тель-Авива.
В 1926-м году Дизенгоф был назначен заведующим отделом по делам поселений Сионисткого форума и работал на этой должности до 1927 года, пока не был избран в городской совет Яффо. А в 1928-м году в течении нескольких месяцев он исполнял обязанности мэра Яффо.
31-го декабря 1928-го года Меир Дизенгоф подавляющим большинством снова был избран мэром Тель-Авива. На этот раз – до последнего дня жизни.
1922-й год — Меир Дизенгоф на выборах мэра Тель-Авива.
первый ряд справа налево – Йосф Шалуш, доктор Бен-Цион Мосензон, Меир Дизенгоф, Ахад Хаам.
Второй ряд справа налево – Давид Смилянский, д-р Мавешан, Давиз Измозжик, А. Золочистый, д-р Эстерман. Сзади – Исраель Роках
В 1931-м году в честь 70-летия Меира Дизенгофа городской совет Тель-Авива принимает решение назвать новый городской парк на улице Кинг Джордж в честь мэра – "Ган Меир" (Сад Меира).
празднование 70-летия Дизенгофа
В 1934-м году в честь 25-летия города Дизенгоф добивается от британских властей признания Тель-Авива, как отдельного самостоятельного города, независимого от Яффо. Также в честь юбилея города одной из новых улиц города присваивается имя Меира Дизенгофа.
Во время арабских беспорядков 1936 года он настоял на открытии в городе правительственных учреждений, бывших до этого в Яффе. В том же году ему удалось создать также независимый от Яффы тель-авивский порт.
Единственная дочь четы Дизенгоф — Шуламит умерла в возрасте 6 месяцев в результате последствий малярии, перенесенной Зиной в процессе беременности. Несмотря на то, что как только были выявлены осложнения, Зина уехала в Париж и находилась под присмотром лучших врачей, роды проходили сложно, девочка родилась болезненной и больше детей Зина иметь не могла. После смерти супруги в 1930-м году, Дизенгоф решил увековечить её память созданием городского музея пожертвовав для этой цели свой дом. После смерти всё своё имущество Дизенгоф завещал муниципалитету Тель-Авива и его имя и дом продолжали служить еврейскому народу. В доме № 16 по бульвару Ротшильда, в котором проживали супруги Дизенгоф, 14 мая 1948 года Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого Государства Израиль. В 1959 году в этом здании был открыт музей Танаха. Это единственный в мире музей, где представлены книги на разных языках, рисунки и рукописи, связанные с еврейской Книгой Книг. Тут же находится Дом-музей Меира и Зины Дизенгоф с собранной ими великолепной художественной коллекцией.
Зина Дизенгоф в 1912-м году
23 сентября 1936-го года Меир Дизенгоф скончался. Для прощания с мэром, гроб с телом покойного был установлен в вестибюле здания муниципалитета на улице Бялик на три дня. Похоронен Дизенгоф на первом городском кладбище на улице Трумпельдор в Тель-Авиве, рядом с женой.
Несколько любопытных документов из архива тель-авивского муниципалитета:
Рапорт, выписанный тель-авивской полицией М. Дизенгофу 29 июля 1921-го года за то, что он купался в море на общественном пляже обнаженным.
рапорт М. Дизенгофу за то, что он разъезжал верхом на лошади в общественном парке.
Письмо Хаима Альперина – начальника тель-авивской полиции Меиру Дизенгофу:”… я считаю, что утверждающий законы должен эти законы исполнять!”
Знаменитое заявление М. Дизенгофа с жалобой на Шауля Леви.
У меня есть копии еще некоторых документов, имеющих отношение к Меиру Дизенгофу, но не хочется загружать моих читателей.
Commentaires