top of page
Поиск
Фото автораБорис Брестовицкий

“КАСИТские” легенды–продолжение рассказа о кафе “Касит”.

Начав рассказывать о тель-авивском кафе “Касит”, я и не предполагал, что это вызовет такой интерес. И поэтому решил, что кроме истории самого кафе, я расскажу и несколько историй, легенд с ним связанных. Итак…

Февраль 1948-го года выдался в Тель-Авиве на редкость дождливым и промозглым. С моря дул холодный ветер, достающий до костей. Вечером улицы вымирают. Даже шумная и веселая Дизенгоф. Малочисленные прохожие спешат домой или просто спрятаться в тепле.

В кафе "Касит", что на Дизенгоф, вваливается шумная ватага юнцов. Здесь не привыкли к таким посетителям, поэтому на них сразу обращают внимание. Один из молодых людей подошел к стойке бара и, не спрашивая разрешения, включил радио на волну радиостанции "Эцель".* Диктор как раз говорил о важности операции "Железный луч"*

Юнец включил радио на полную мощность.

Но большинство постоянных посетителей "Касит" были сторонниками другой группировки – "Хаганы", и, вдобавок, людьми не молодыми, громкие крики радио не одобрявшими. И молодого наглеца попросили, очень вежливо попросили, сделать потише. Поверьте, действительно очень вежливо попросили, так как в основном завсегдатаями "Касита" были известные писатели, художники и вообще – представители мира искусства.

В ответ на вежливую просьбу юноша ответил площадной бранью, вызвавшей громкий и одобрительный смех его приятелей. Между посетителями и юнцами началась перебранка. Но посетителей и работников кафе было больше, и ватага молодых наглецов была вынуждена ретироваться.

Однако радоваться было рано. Не прошел и час, как они вернулись, но в этот раз их было несколько десятков. Часть из них ворвалась в "Касит", оскорбляя посетителей и владельца, а оставшиеся на улице наблюдали сквозь окна, подогревая друг друга выкриками. Вдруг, одна из девушек, оставшихся на улице, швырнула стул прямо в витрину кафе. Тысячи осколков огромного стекла, разлетевшись по всему кафе, ранили нескольких посетителей. Две официантки, попытавшиеся защитить посетителей, были атакованы молодыми хулиганами, между посетителями и юнцами началась драка!

По сообщению газеты "Хаарец", вышедшей на 26-го февраля, на следующий день после этих событий, восемь человек, в том числе и обе официантки успели получить ранения разной степени до тех пор, пока к месту драки прибыл усиленный патруль "Хаганы". Хулиганы разбежались, а члены "Хаганы" остались в "Касит" до утра, охраняя его, и помогая навести порядок.

А еще через короткое время на улицы Тель-Авиве выехали десятки автомобилей сторонников "Эцель". Все автомобили были оборудованы громкоговорителями, и до самого утра они курсировали по улицам города, на полной громкости передавая песни "Эцель" и призывы жертвовать деньги "Железному лучу".

Драка в кафе "Касит" была только первым выстрелом приближающейся войны. Утром следующего дня десятки активистов "Эцель" пошли по тель-авивским домам и магазинам, собирая пожертвования для "Железного луча". И эта вполне мирная акция закончилась многочисленными драками между сторонниками "Хаганы" и "Эцель". Как писала та же газета "Хаарец", площадь Муграби (площадь 2-го ноября) стала стихийным полем битвы. Начав с митинга, сторонники разных группировок кинулись друг на друга с кулаками. В ход пошли шумовые гранаты и даже дубинки. Драка продолжалась около двух часов, пока "Хагана" не вынуждена была применить огнестрельное оружие. В итоге – 16 тяжело пострадавших, двое – очень тяжело.

Вечером того же дня те же юнцы вернулись в "Касит". Но там их уже ждали бойцы "Хаганы" и даже не впустили внутрь кафе. После небольшой потасовки, хулиганы отступили.

Через две недели после первой стычки руководители двух группировок – "Эцель" и "Хагана" договорились о прекращении противостояния. На улицах Тель-Авива началось настоящее братание вчерашних противников.

В один из мартовских вечеров в "Касит" зашли несколько молодых людей. Они подошли к Хецкелю и принеси сначала ему, а потом и постояльцам свои извинения. Среди них была как раз та девушка, которая разбила витрину стулом. Заметив на щеке одного из посетителей пластырь, она подошла и… поцеловала его со словами, что ее мама всегда целует ее туда, где болит.

Денег на оплату ремонта у молодых людей не было и они предложили отработать ущерб. Но надо было знать Хецкеля… Он рассмеялся, и, угостив ребят пирожными, отправил домой.

Так закончилась "битва за Касит"!

*В тридцатые, сороковые и даже в начале пятидесятых у каждой группировки была своя радиостанция.

* Операция "Железный луч" – миссия по сбору денег (пожертвований) на нужды организации "Эцель". Такие миссии проводились практически всеми еврейскими организациями и в народе назывались "Налог за безопасность"

Share this:

1 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page