top of page
Поиск
  • Фото автораБорис Брестовицкий

Декларация Независимости Израиля!


Декларация Независимости Израиля!


Так исторически сложилось, что история создания государства Израиль не имеет аналогов. Наше государство, а я говорю именно о современном Израиле, было создано 14-го мая 1948-го года и сегодня мы празднуем 75-летие этого события, желая стране развиваться и процветать еще многие века.

Спустя 75 лет, мало кто помнит, как это происходило. А документов и рассказов становится все больше и больше. И именно поэтому я решил рассказать о том, как происходило провозглашение государства Израиль. Мой рассказ основан на документах, собранных в архивах и Национальной библиотеке государства Израиль. Полный список источников я приведу в конце текста.

Задумав рассказать о провозглашении государства Израиль, я поставил перед собой несколько вопросов, ответы на которые и составили этот рассказ. Какие вопросы? Как всегда – кто, где, когда, и что!


Часть 1. Кто?


Действительно, кто создал государство Израиль? На этот вопрос чаще всего дают два ответа: Народ Израиля или Давид Бен-Гурион. Но так ли это? Неужели весь народ, все 650 тысяч евреев, проживавших в то время в «ишуве» (позвольте мне для точности называть эту территорию до 14-го мая 1948-го года «ишув», и уже после этой даты – «Израиль») создавали государство? Нет конечно. Но и Давид Бен-Гурион не мог бы этого сделать в одиночку.

Государство Израиль создавала «Национальная Администрация» - מנהלת העם. Народная администрация была «правительством» ишува, которое было создано до провозглашения государства для управления делами ишува и для ведения уже начавшейся войны за независимость.

Национальная администрация была создана по решению Сионистского исполнительного комитета от 12 апреля 1948 года, для выполнения следующих задач:

- подготовки к провозглашению государства;

- для управления делами ишува;

- для руководства военной кампанией, на первых этапах происходившей в то время войне за независимость;

Национальная администрация состояла из 13 членов, и это были: Давид Бен-Гурион - председатель, Моше Шарет (в то время еще Черток), Элиэзер Каплан, Давид Ремез, Перец Бернштейн, Ицхак Гринбойм, Мордехай Бентов, Аарон Цизлинг, раввин Иегуда Лейб Маймон (тогда Фишман), Феликс Розенблит (тогда Пинхас Розен), Моше Шапира, Бехор-Шалом Шитрит, раввин Ицхак-Меир Левин.

Члены Национальной Администрации были выбраны из числа членов Народного совета, состоящего из 37 человек, который был создан в то время вместо Королевского совета, от имени которого Великобритания управляла подмандатной Палестиной. В отличие от Народного совета, в Национальной Администрации не было представителей коммунистов или ревизионистов (принцип, провозглашенный Бен-Гурионом «Без «Херута» и без «МаКИ». Я постараюсь об этом еще рассказать, но в отдельной статье - ББ).

Первое заседание Народной администрации состоялось 18 апреля 1948 года в доме организации «ККЛ» на улице Цви Херман Шапира 11, в Тель-Авиве, где проходили все заседания администрации вплоть до 14 мая 1948 года, дня провозглашения Израиля. 26 декабря 1948 г. было принято решение о распределении должностей и обязанностей. В результате этого собрания были назначены:

- министр обороны - Давид Бен-Гурион (это кроме должности председателя);

- министр иностранных дел - Моше Шарет;

- министр финансов - Элиэзер Каплан;

- министр юстиции– Пинхас Розен.

На этом же собрании Бен-Гурион настоятельно приказал всем членам Национальной Администрации «ивритизировать» свои имена и фамилии.

12 мая 1948 г. на одном из последних заседаний Национальной Администрации в доме «ККЛ» обсуждалось предложение американского госсекретаря генерала Джорджа Маршалла (которое уже было отвергнуто Верховным арабским комитетом), в котором он призвал руководство ишува отложить объявление о создании государства и объявить о 3-месячном перемирии в войне. Маршалл опасался, что, если еврейское государство будет провозглашено, арабские армии нападут на него и разгромят его из-за слабости еврейских военных формирований. Он был уверен, что против регулярных армий арабских стран, молодое еврейское государство не сможет выстоять, и что ситуация может привести к глобальной войне во всем регионе Ближнего Востока (возможно Маршалл опасался того, что на помощь еврейскому государству может прийти Советский Союз – ББ). Наконец, на том же собрании было принято решение объявить государство, которое будет называться «Израиль». Время провозглашения было назначено на день окончания британского мандата - 14 мая. Историки расходятся во мнениях относительно дискуссий. Согласно одной версии, приведенной в книге Зеева Шерфа, секретаря Временного правительства, решение было принято в результате условного голосования под давлением со стороны Давида Бен-Гуриона. С другой стороны, есть ученые, такие как Мордехай Наор и Игаль Элам, которые не согласны с этим и утверждают, что никакого голосования в Национальной администрации по вопросу декларации государства не было, а по второму вопросу того же заседания - следует ли заранее определить ее границы по границам «Плана ООН по разделу Палестины» - все присутствующие сначала согласились с немедленной декларацией. Было также решено отказаться от предложения о перемирии и воздержаться от объявления границ страны.


Часть 2. Где?


За день до провозглашения государственности Национальная Администрация разослала заранее приглашенным секретные приглашения, в которых их просили явиться в пятницу, 14 мая 1948 года, в 15:30 в Тель-Авивский Художественный музей, располагавшийся тогда в доме мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа на бульваре Ротшильд 16, для «празднования церемонии провозглашения независимости».

Провозглашение государства в музее? В Художественном музее?

Как такое возможно?

Выбором места провозглашения государства занималась «Комиссия по безопасности». В нее входили уже проверенные бойцы военной организации «Хагана» и в их задачу входила охрана членов Национальной Администрации, а также обеспечение безопасности собраний, информации, почтовых и финансовых отправлений. Координировал работу этой «комиссии» секретарь Временного правительства Зеев Шерф. На рассмотрение «комиссии» по предложению мэра Тель-Авива Исраэля Рокаха было предложено 4 здания – мэрия Тель-Авива на улице Бялик (старое здание мэрии – ББ), кинотеатр «Муграби» (он стоял на углу улиц Алленби, Бен Иегуда и Пинскер. Здание снесено в 1989-м году – ББ), театр «Габима» и Художественный музей в доме Дизенгофа.

- но ведь здание Художественного музея абсолютно не подходит для этой цели, - воскликнул Зеев Шерф, услышав предложения.

- мы надеемся, то наши «враги» тоже так думают, - ответил глава «комиссии». К сожалению, я так и не смог узнать его имя. На Шерфа были возложены все подготовительные работы. Главным требованием оставалась секретность.

Именно поэтому, даже те, кто был приглашен на эту церемонию официально, не знали ни времени, ни места проведения церемонии. В самом музее подготовительные работы начались лишь в ночь с 13 на 14 мая. И горожане не очень обращали внимание на то, что в Музее ночью горит свет – все их внимание было приковано к Яффо. Именно 13-го мая вооруженные отряды «ЭЦЕЛ» вошли в Яффо.

Подготовка прошла без неожиданностей, хотя многие приглашенные до последней минуты не верили - провозглашение государства в Художественном музее? Как такое возможно?



Часть 3. Когда?

Вопрос о времени провозглашения еврейского государства был еще более сложным. Для ответа на этот вопрос я предлагаю читателю «перенестись» в итальянский город Сан-Ремо. Нет, не на концерт итальянской эстрады, хотя это действительно очень красиво. На специальную Конференцию Верховного совета стран «Антанты» (полное название «Тройственная Антанта - военно-политический блок Российской империи, Великобритании и Франции - ББ) и присоединившихся к ним государств, состоявшуюся в конце апреля 1922-го года. Конференция определила распределение мандатов класса «А» Лиги Наций по управлению территорий бывшей Османской империи на Ближнем Востоке. Точные границы всех территорий остались неопределенными. Предполагалось, что они «будут определены основными союзными державами и представлены на утверждение Лиге Наций», но в течение последующих 4 лет этого не произошло.

На основании решений этой конференции Лига Наций вручила 24-го апреля 1922 года Великобритании мандат на Палестину, объясняя это необходимостью «установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома». Согласно мандату Великобритания обязалась:

«Статья 2: …создать такие политические, административные и хозяйственные условия, которые обеспечат установление еврейского национального дома в Палестине, как изложено в преамбуле, и развитие институтов самоуправления. …защищать гражданские и религиозные права жителей Палестины вне зависимости от расы и религии. Статья 5: …никакая часть территории Палестины не может быть уступлена, сдана в аренду или помещена под управление иностранной державы. Статья 6: ….содействовать еврейской иммиграции и поощрять плотное заселение евреями земель, включая государственные земли и пустующие земли, не являющиеся необходимыми для общественных надобностей, при этом заботясь о том, что права и положение других секторов населения не будут нарушаться. Статья 7: …способствовать приобретению палестинского гражданства евреями, которые выберут Палестину местом своего постоянного проживания»

В тексте мандата была указана «историческая связь еврейского народа с Палестиной» и обоснованность «воссоздания его национального очага» на этой территории. Слово «араб» ни разу не упоминается в тексте мандата. Слово «еврей» (в единственном и множественном числе) упоминается в тексте мандата 74 раза. То есть, это именно «еврейский» мандат. И 24 июля 1922 года мандат был официально одобрен правительствами 52 стран, входящих в Лигу Наций. Так это началось.

Как это продолжалось – мы уже знаем. Великобритания не стала придерживаться взятых ею обязательств, и не справилась с возложенной на нее задачей по созданию еврейского государства. Но это совсем другая история, а сегодня я хочу рассказать вам о том, как это закончилось.

Именно потому, что Великобритания так и не смогла создать еврейское государство, а также учитывая уже известные к тому времени последствия Катастрофы еврейского народа, ООН – Организация Объединенных Наций (приемник Лиги Наций, отличающаяся еще большей ненавистью к еврейскому народу) была вынуждена признать, что проект под названием «Мандат» оказался неудачным. И 29-го ноября 1947-го года в Нью-Йорке, на заседании ООН была принята резолюция № 181 «О плане раздела Палестины на арабское и еврейскоегосударства с предоставлением особого статуса району Иерусалима». На том же заседании был установлен срок окончания действия мандата, выданного в 1922-м году – полночь с 14 на 15 мая 1948-го года. К этому времени Великобритания должна передать все административные, гражданские и полицейские функции вновь созданным правительствам Еврейского и Арабского государств.

Как мы знаем, Арабское государство так и не было создано. Поэтому говорить о нем сейчас я не буду и вернусь к главному вопросу этой части моего рассказа – «когда».

Дата окончания мандата, как мне кажется, была выбрана в ООН не случайно. Любит эта организация «подгадить» евреям. Дело в том, что 14-е мая 1948-го года выпадало на... пятницу! А это означало, что срок действия Мандата приходился на субботу. А в субботу у евреев что? Верно – шаббат!

В шаббат невозможно создавать еврейское государство. Перенести создание на воскресенье? Но вокруг достаточно много сил (и стран) мечтающих создать на этой территории арабское государство. На всей территории Палестины! И война за эту территорию уже идет – она началась на следующий день после провозглашения Резолюции № 181 – 30-го ноября 1947го года.

Провозгласить еврейское государство в пятницу, до окончания срока действия мандата? Это может вызвать конфликт с Великобританией. В конце концов Национальная администрация подумала, а Давид Бен-Гурион решил – провозглашение состоится в 16:00 в пятницу, 14-го мая. Почему в 16:00? Дело в том, что за годы существования Мандата англичане привыкли к шаббату и все государственные организации Великобритании на территории Палестины закрывались по пятницам в 15:00. Так как пятница 14-е мая был последним днем функционирования администрации мандата, Бен-Гурион понимал, что в 15:00 англичане закроют свои офисы и последние из них, погрузившись на самолеты и корабли, покинут еврейское государство.

Именно поэтому Провозглашение государства Израиль было назначено на 16:00 в пятницу, 14-го мая 1948-го года, в пятый день месяца ияр 5708 года со дня сотворения мира.

Часть 4. Что?


Как я уже рассказал в предыдущей части, в 16:00 в пятницу 14-го мая 1948-го года глава Национальной Администрации еврейского ишува Давид Бен-Гурион начал чтение Декларации Независимости еврейского государства Израиль. Но что там было написано и кто составил текст Декларации?

Так как Декларация еврейского государства являлась учредительным документом, составление ее текста было поручено министру юстиции в Национальной администрацииПинхасу Розену. Пинхас Розен, как и положено настоящему министру, надиктовал формулировку Декларации Мордехаю Бехаму, старшему юристу городского суда Тель-Авива, в пятницу, 23 апреля 1948 года, за три недели до провозглашения независимости и поручил ему написать черновики будущего документа. (в 2015-м году наследники Мордехая Бехама нашли в семейном архиве эти черновики и попытались продать их на аукционе. Попытка была пресечена государством- ББ). Черновик Бехама был сосредоточен на историческом повествовании о привязанности еврейского народа к Земле Израиля, и будущее государство определялось в нем как «свободное и независимое еврейское государство». Однако Бехам, не имевший опыт в написании подобных документов (а у кого был такой опыт? ББ) не могсправиться с этой тяжелой задачей, и вынужден был посоветовался со своим тестем – известным юристом. и тот порекомендовал Шалома Цви Давидовича, американского консервативного раввина и доктора гуманитарных наук. Первоначальный проект был написан Бехамом и Давидовичем под влиянием Декларации Независимости Соединенных Штатов Америки, и имел четкую религиозную направленность, в которой несколько раз упоминался Бог.

Позже Розен передал написанные Бехамом и Давидовичем черновики адвокату Цви Беренсону, юридическому консультанту Генерального Гистадрута Трудящихся еврейского ишува. Беренсон внес некоторые коррективы к определению будущего государства. Он сослался на характер страны:» ...свободная иммиграция для евреев, ценности «в духе видения пророков Израиля» наряду с гарантией прав человека для всех жителей страны и добавил слово «демократическое». Тем самым Беренсон ответил на требование ООН о том, что провозглашение независимости гарантировало бы демократический режим и права человека.Формулировка Беренсона была основана на выступлении Залмана Робашова (Зальман Шазар - ББ) несколькими месяцами ранее, но Беренсон опустил термин «страна происхождения» из-за возможной дискриминации по стране исхода.

Проект Беренсона был представлен на доработку тремя юристами: Мордехаю Бехаму, уже имевшему опыт работы с текстом Декларации, Ури Ядину и Цви-Эли Бакеру. В новом черновике, составленном этой «тройкой», обещание равенства по отношению к арабам Израиля было исключено, а любая ссылка, которая могла подразумевать признание ограничений плана раздела, была удалена.

После того, как первоначальные черновики были переданы в Национальную Администрацию, они подверглись резкой критике, и в результате была сформирована новая комиссия из пяти человек во главе с Моше Шаретом для разработки нового, уже четвертого варианта Декларации.

13 мая 1948-го года во второй половине дня четвертый вариант был предложен на рассмотрение Национальной Администрации. Моше Шарет проделал большую часть работы, консультируясь при этом с опытными юристами. Формулировка декларации была частично заимствована из заявления Лиги Наций о создании подмандатной Палестины и многих других юридических документов, и каждый ее раздел начинался со слов «Принимая во внимание и...». В этом предложении упоминался и план ООН по разделу. Секретарь Национальной Администрации Зеев Шерф писал, что «Бен-Гурион возражал против «потому, что», утверждая, что это не иврит», а также «против слов «многорелигиозное поселение», «мужество и отвага» и им подобные» , и возражал против явного упоминания о плане раздела.

В итоге после обсуждения черновика Моше Шарета комитету из четырех человек было поручено разработать окончательную формулировку. Членами этого комитета по созданию окончательной формулировки Декларации стали: Давид Бен-Гурион, раввин Иегуда Лейб Маймон-Фишман, Аарон Цизлинг и Моше Шарет. Вечером того же дня Бен-Гурион сел и самостоятельно отредактировал текст. Большинство его изменений не были существенными, но формулировка приобрела иной характер. Он опустил слово «потому что», убрал лишние глаголы, сократил текст на четверть и удалил упоминание о разделе территории. Он также удалил призыв Шарета к Организации Объединенных Наций протянуть руку «для защиты» Государства Израиль и его призыв к «просвещенному миру» встать «справа от еврейского народа в создании своей родины». Утром он пригласил остальных трех членов комитета и представил им текст. Шарет не пришел, но пришли Цизлинг и раввин Фишман и одобрили формулировку после обсуждения абзаца, предназначенного для объединения религиозных и светских людей. Фишман настаивал на упоминании в свитке Бога Израиля и согласился с формулировкой «из-за уверенности в сотворении Израиля и его искуплении», но Цизлинг потребовал удалить весь отрывок, поскольку он возражал против религиозных терминов. В конце концов они согласились с первоначальной формулировкой Бен-Гуриона, только с фразой «построить Израиль». Эта фраза выбрана не случайно, потому что «мощь Израиля» трактуется двояко – и как сила Бога и также как сила Израиля. Бен-Гурион утверждал, что именно он вставил фразу «мужество Исраэль» в Декларацию независимости, но, согласно исследованию профессора Йорама Шахара, эта фраза была переведена Бехамом из фразы «божественное провидение», которая появляется на английском языке в Декларации независимости США. Бен-Гурион добавил юридический аргумент об историческом и естественном праве народа на свою землю. Таким образом, был получен окончательный вариант Декларации независимости. Раввин Иегуда Лейб Фишман Маймон решительно утверждал, что имя Бога должно быть написано явно, но после того, как на его просьбу не ответили, он добавил слова «с Божьей помощью» перед своей подписью.

Итак, текст создан! Осталось его написать на бумаге, чтобы текст стал документом. Моше Шарет позвонил в Иерусалим дизайнеру и графику Франческе Барух. Но Франческа, которая практически не владела ивритом, отказалась от выполнения этой работы. Тогда Зеев Шерф обратился к раввину Винштейну, известному тель-авивскому «софер стам» (писцу религиозных документов). Но Винштейн уже несколько раз начинал работать над текстом Декларации – в ее предыдущих версиях, и в этот раз он тоже отказался, считая, что это очередной черновик.

И тогда каллиграфическая работа над Декларацией Независимости была поручена дизайнеруОтто Валишу. На момент провозглашения Независимости Бен-Гурион читал не со свитка, а с машинописного черновика, потому что Валиш успел написать только нижнюю часть свитка из-за спора до последней минуты по поводу формулировки провозглашение Независимости. По этой причине свиток Декларации Независмости был сделан из трех сшитых кусков пергамента, а после церемонии эти части были пришиты к той части, где расписывались члены совета






«...В нашей декларации об обновленном Государстве Израиль от 14 мая 1948 года мы провозгласили и пообещали истории и миру, что «Государство Израиль будет гарантировать свободу религии, совести, языка, образования и культуры, защищать святые места всех религий и будем верны принципам Устава Организации Объединенных Наций». Соответственно, наша делегация в ООН объявила, что Государство Израиль обязуется уважать все существующие права в отношении святых мест и религиозных зданий. в Иерусалиме гарантирует свободу отправления культа и свободный доступ без какой-либо дискриминации ко всем святым местам и культовым сооружениям, находящимся в его владении. В то же время мы считаем своим долгом заявить, что еврейский Иерусалим является органической и неотъемлемой частью Государства Израиль – так же, как он является неотъемлемой частью израильской истории, веры Израиля и души нашего народа. Иерусалим – сердце Государства Израиль. Мы гордимся тем, что Иерусалим также был освящен в глазах людей других религий, и мы охотно и охотно обеспечим все необходимые приготовления и облегчения, чтобы все люди других религий удовлетворяли свои религиозные потребности в Иерусалиме, и мы дадим вся помощь Организации Объединенных Наций для обеспечения этих договоренностей. Однако мы не думаем, что Организация Объединенных Наций попытается вырвать Иерусалим из Государства Израиль или нанести ущерб суверенитету Иерусалима - как вечной столицы Израиля ». Давид Бен-Гурион


В Декларации независимости, зачитанной Давидом Бен-Гурионом на церемонии, которая была учредительным собранием Государства Израиль, среди прочего было объявлено, что Национальная Администрация становится временным правительством государства, а Народный совет становится Временным Государственным Советом - законодательным органом государства. Но это уже совсем другая история.


Библиография:






369 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Почему одни арабские страны богаче других?

Почему одни арабские страны богаче других? Ближний Восток – это не только Израиль. Это и арабские эмираты, которые расположены по востоку и югу аравийского полуострова, а также такие страны, как Йемен

Comments


bottom of page